InRoad Logo

Просмотров:
372
Постоянный адрес отчета/отзыва:Рейтинг:
Текущий рейтинг - 0Текущий рейтинг - 0Текущий рейтинг - 0Текущий рейтинг - 0Текущий рейтинг - 0
Сохраните в закладках:
Добавить отчет в избранное  #  #  #  #  #
Автор:

Bogetići, Черногория

На конец нашего черногорского отдыха мы оставили наиболее интересное – экскурсия в знаменитый монастырь Острог. Я много слышал об этом монастыре, о том, что он является одной из самых значимых святынь сербской православной церкви, и вот представилась возможность увидеть воочию.
Рано утром, в пять часов, на автостанции мы сели в автобус «Рено» и отправились в путь. Дорога оказалась длиннее, чем мы предполагали – дело в том, что маршрут шел по периметру всего Которского залива, что увеличило путь километров на тридцать – сорок. Меня это не очень расстроило, так как появилась возможность повнимательнее рассмотреть все красоты залива и окрестностей из окна автобуса, а не крыши корабля.
Горы, окружающие залив, небольшие населенные пункты, очень напоминающие средневековые селения (хотя я никогда не видел таковых), ровная дорога расслабили меня и я, было, приготовился к приятной прогулке. А зря. Довольно скоро начались горы, это несколько мобилизовало мое внимание. Некоторое время горная дорога была вполне спокойной и я, лишь с особым вниманием разглядывал меняющиеся пейзажи за окном. Но когда автобус поехал по настоящему, крутому серпантину, мне стало не по себе. Во-первых, откуда я знаю, что за человек сидит за рулем. Может быть, у него семейные проблемы (что потом, кстати, подтвердилось – с ним в поездке была его дочь), или выпивал вчера крепко, а сегодня по той или другой причине неважно себя чувствует. Во-вторых, неизвестно как часто проходит профилактику автобус. Вобщем, все нехорошие мысли, связанные с авариями, спиральным потоком полезли в голову. В некоторых местах дорога поворачивала в прямо противоположном направлении, и автобус разворачивался с трех раз – вперед, затем назад, потом еще раз вперед, еще назад и только после этого ехал дальше. Дело в том, что габаритам автобуса не хватало места в повороте, и когда он делал этот маневр, то колеса почти висели над пропастью. Спасало меня то, что я был увлечен фотографированием предположительных мест падения автобуса, не знаю, выжил ли бы я если бы не это обстоятельство. Удивительно, но Миряна, которая не может оставить без комментария малейшее недоразумение на обычной дороге, здесь была невозмутима и спокойна. Странно, но к месту мы все же доехали целыми и невредимыми.
Всю дорогу тетенька-экскурсовод рассказывала про монастырь, показывала кино о перенесении мощей св. Василия Острожского и убедительно просила не тыкать в щели в стенах монастыря записочки (все равно тыкали, причем не только записочки, но купюры).
Автобус наш припарковался у нижнего монастыря, нас выгрузили и предложили дальше, к верхнему монастырю, идти самим. Тут надо сделать пояснение. Сам монастырь Острог основан в XVII веке иеромонахом Василием, впоследствии святым с именем Острожский, в пещере на высоте 1700 метров, в которой уже жили монахи. Под его началом в 1665 году был построен Храм Воздвижения Честнаго Креста Господня, и расписана древняя Введенскаяя церковь. Здесь же он скончался в 1671 году и был похоронен во Введенской церкви. Его мощи были чудесным образом открыты в 1678 году. Острог стал местом паломничества верующих не только из Черногории, но и со всей Сербии, а мощи Василия Острожского - величайшей святыней черногорцев. С именем святого Василия Острожского связана непрерывная череда чудес, которые продолжаются и по настоящее время. Меня впечатлила самая тиражируемая история про немецкий снаряд, который влетел в храм, разбив двери, но не взорвался, а развалился пополам. Монастырь жгли турки, оскверняли партизаны-коммунисты, но никому не удалось захватить мощи святого Василия. На нижней, довольно большой площадке расположен нижний монастырь, от которого надо подниматься к верхнему обязательно пешком, хотя некоторые ездят на разухабистых такси (!), в большом количестве предлагаемых расторопными черногорцами, что особенно удивительно – дорога в ширину ровно для одной машины, как они разъезжаются я так и не понял. Мы пошли не в обход по асфальтированной дороге, а прямо через каменистые заросли, благо обулись предусмотрительно в кроссовки. Минут за тридцать-сорок мы добрались до конечной цели – монастыря Острог.
Описать словами это зрелище довольно трудно, но я попробую – в пещеру находящуюся в отвесной скале, непонятным, непостижимым даже для моего архитектурного восприятия, образом встроен белого цвета храм с колокольней.
Перед ним есть совсем небольшая площадка, на которой уже значительно позже пристроено еще строение. К самому монастырю ведет вверх узкая каменная лестница, именно в стену, отделяющую лестницу от нечеловеческой глубины пропасти, втыкают записки, о которых предупреждала экскурсоводша. Если бы мне взбрела в голову мысль последовать этой отдающей язычеством традиции, то все равно не получилось бы, так как места свободного не было – все, даже самые малюсенькие щелочки, были утыканы беленькими бумажками. Венчает скалу, далеко наверху огромный крест, а в скале рядом с монастырем, в небольшой площадке написана фреска изображающая Спасителя. Не ясно, как туда добрался иконописец, так как сверху и снизу скала.
Народу оказалось очень много и нам пришлось отстоять приличную очередь. Удивили люди стоящие перед нами, это были сербы с двумя мальчишками, видимо давно уехавшие в Германию, с детьми они говорили только по-немецки, из чего я сделал вывод, что дети родились не в Сербии. Вообще люди туда съезжаются очень разные, рассказывают, что регулярно паломничество совершают католики и атеисты, и даже мусульмане.
Внутри монастырь оказался меньше чем я предполагал, а сам храм, где покоятся мощи св. Василия, размером с маленький алтарь. Тем не менее, монахи регулярно служат там литургию. Мы приложились к мощам, помолились о себе, о наших ближних и далеких. Осмотрев все, что было разрешено, сфотографировавшись, мы отправились обратно к автобусу.
Обратный путь был не менее опасным и страшным - я (маловер) опять боялся и думал о стерве жене семейных трудностях водителя и техническом состоянии автобуса, не взирая на увещевания экскусоводши о том, что сам св. Васили Острожский покровительствует этой дороге, и ни разу здесь не было падений и аварий. Хотя тут же рассказала историю про какую-то англичанку, которая закатила истерику в автобусе и просила остановиться и высадить ее. Кстати, навстречу в это время ехала какая-то мадам на джипе, видимо, испугавшись встречного автобуса, она прижалась к скале, заставив нашего многострадального водителя объезжать ее по встречной. Когда самый страшный серпантин закончился, я раздухарился и попросился сесть рядом с водителем, чтобы иметь лучший обзор для съемки. Узнав, что я русский, сильновыпивающий шофер милостиво разрешил мне фотографировать через лобовое стекло неисправного
автобуса.
Еще мы заехали в Цетинье, древнюю столицу Черногории, но об этом в другой раз.
В целом поездка нам понравилась, монастырь удивил, восхитил и поразил. Экстремальная, горная дорога оставила несколько седых корней волос в основном в бороде и множество отличных фотографий.
Вот не знаю – осилю ли я еще раз такое же путешествие?
Разве что за рулем...

Монастырь Острог.
Image Hosted by ImageShack.us Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Мы.

Вид на долину из монастыря.

Спуск пешком...
Image Hosted by ImageShack.us

... и на колесах.

Красоты Которского залива.
Назад
Ваше имя:
Ваша оценка:
Зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать. , если Вы уже зарегистрированы.